воскресенье, 17 апреля 2016 г.

Электроуправление дозатором газа ГБО 1

Электро-дозатор газа ГБО 1-го поколения 

Для большинства владельцев автомобилей оборудованных газобаллонными установками не секрет, что газ пропан используемый в качестве топлива вместо бензина, в зависимости от настроек подачи газа, позволяет как экономить с непременным снижением динамики автомобиля, так и получить приемлемую мощность двигателя, к сожалению с довольно высоким расходом газа.

Если современные системы ГБО последних поколений обладают гибкими характеристиками по коррекции топливной смеси, что позволяет впрыскивать достаточное количество газа для динамичного разгона и уменьшать количество для прямолинейного движения, то ГБО первого поколения не обладают функциями ускорительного насоса, ставя водителя перед сложным выбором. А выбор таков – с помощью винта регулятора, в обиходе называемому – винтом жадности, находящегося в моторном отсеке, выставить либо повышенную подачу газа для эффективного разгона - платя увеличенным расходом газа во всем диапазоне работы двигателя, либо уменьшить подачу - потеряв динамику, но сохранив экономичность.

Я попытался частично исправить недостаток ГБО 1 и внедрил простейшую электрическую систему регулировки количества подачи газа из салона автомобиля. И теперь например в интенсивном движении по дорогам, могу нажав на кнопку увеличить до необходимого количество поступаемого газа, а в более степенном движении, нажав на другую кнопку уменьшить подачу экономя топливо.

Система не потребовала значительных затрат и при этом показала свою эффективность. Как и из каких комплектующих это было сделано, читайте — далее.

Для того чтобы заменить механический регулятор - электрическим, мною решено было использовать девайс из устройств используемых любителями тюнинга – внешний корпус регулятора холостого хода (далее - РХХ), работающий совместно с РХХ Ваз 2112.

Внешний корпус РХХ и комплектующие

Данный РХХ имеющий шаговый двигатель - 250 шагов, при ходе штока 10мм., позволяет с высокой точностью выставить нужное сечение канала, однако так как по умолчанию он управляется ЭБУ, заставить его работать от кнопки, было не простой задачей по определенной причине. Для того чтобы электродвигатель РХХ 2112 сделал один шаг, следует подать на 2 из 4-х контактов напряжение 12v - плюс и минус, а чтобы он сделал ещё один шаг в том же направлении, следует сменить полярность на тех же контактах. 

Как для обывателя электронная система управления, собираемая из электронных компонентов: транзисторов, резисторов и прочих, для меня показалась сверхсложной, я решил использовать штатные автомобильные комплектующие. Посидев и подумав, стал искать варианты решения вопроса.

Схема оказалась довольно проста и не потребовала большого количества деталей. Перечислю все необходимое, а так же стоимость запчастей:
  • Внешний корпус РХХ (переходник для переноса РХХ) - 750 руб. Куплен в интернет магазине http://33sport.ru/.
  • РХХ 2112 производитель «Группа Омега»- 350 руб. Так же куплен в интернет магазине http://33sport.ru/.
  • Штатное 3–х контактное реле поворотов 2108 - 100 руб. 
  • 2 штуки 5–ти контактных реле - 100 руб.
  • Универсальная 3–х позиционная кнопка с 6–ю контактами из магазина электроники - 80 руб.
  • Несколько метров проводов, желательно разного цвета чтобы не перепутать при соединении - н/д (были в наличии).
  • Колодки реле и рхх, клеммы для сборки контактов - 150 руб.
Итого, все необходимые зап.части для задуманной сборки системы дистанционного управления  шаговым дозатором ГБО обошлись, если округлить, то в 1500 руб.

Схема электрики для сборки указана на рисунке. Расскажу как это работает.

Схема управления шаговым двигателем дозатора ГБО

При нажатии на кнопку, одна контактная группа кнопки подает напряжение на реле поворотов которое работая в режиме мигания, подает напряжение на обмотки пятиконтактных реле включая и выключая их. Вторая контактная группа кнопки используется для выбора режима и подачи напряжения на открытие или закрытие штока клапана РХХ.

Тумблер 6-ти контактный без фиксации подойдет для данной системы

Пяти-контактные реле в свою очередь, без подачи напряжения от реле поворотов на контакты управления, выдают на силовых выходах: 1-е реле + 12V, второе минус. При поступлении напряжения на обмотки 5-ти контактных реле,  на силовых выходах изменяется полярность напряжения, тем самым позволяя РХХ сделать следующий шаг. 

Вот собственно и вся нехитрая система управления винтом жадности газобаллонной установки из салона автомобиля.

Установленная система электро-управления дозатором газа ГБО 1 
Установленная кнопка в салоне авто для управления подачи количества газа ГБО 1
Данная система регулировкой подачи количества газа, была установлена на автомобиль ИЖ 2126 и успешно показала свою работоспособность и эффективность. Записал видео ролик, где показал наглядно работоспособность системы, смотреть ниже.



При использовании ГБО с применением электро дозатора, разгон при обогащении топливной смеси улучшился, даже по сравнению с разгоном на бензине, а при движении по трассе с постоянной скоростью используя систему для уменьшения количества подачи газа - удалось экономить. В целом, в режиме движения 30% город и 70% трасса, общий расход газа на 100 км. немного уменьшился, по сравнению со стандартной фиксированной настройкой дозатора газа ГБО первого поколения.

Это не последняя доработка мной системы ГБО первого поколения, планирую провести еще некоторые мероприятия, о чем будет написано в данном блоге. Продолжение следует. 



25 комментариев :

Дон Альберто комментирует...

Приветсвую! И какие ещё дорабоки сделанны? Уж очень любопытно...

Valery Imenov комментирует...

Дон Альберто, благодарю за проявленный интерес, итак испробовал:
1) рекомендуемый в интернете вариант установки обратного клапана на шланге подачи газа второй камеры, результат - не работоспособно. Совет - фейк;
2) синхронизировать замембранное пространство редуктора с внутренней полостью фильтра, как сделано на турбовых редукторах, результат, на верхах беднит смесь, но пока настраиваю.
3) задействовал системы хх и перех.режима карбюратора под газ, здесь результат на отлично, и стабильный хх и отсутствие провала при открытии 2-ой камеры.

Дон Альберто комментирует...

Доброго времени суток! Спасибо за ответ! С ГБО 1-го ---2-го поколения, я тоже пытаюсь "сражаться"... Да, пробовал лепестковый клапан во вторую камеру, он неустойчиво работает. ХХ я победил, т.е. , я врезал маленький штуцер в первую камеру редуктора и подал газ в анал хол. хода карб. через регулировочный штуцер. Холостой ход на 03 моторе , в сотни раз стабильнее чем на самом хвалённом бензине.Электро клапан от стиральной машины перекрывает газ "по большому кругу" (в первую камеру) во время работы на ХХ.
Давай сообща добиваться результатов.

Дон Альберто комментирует...

Да, хотел узнать степень сжатия, под пропан, на Вашем моторчике. ((что ещё переделывали?

Valery Imenov комментирует...

Дон Альберто, под врезкой маленького штуцера в первую камеру редуктора, подразумевается что газ подается под давлением, ведь в первой ступени редуктора, если не ошибаюсь 2 атм?

У меня из общего шланга подачи газа отходит отдельная трубка подающая газ в канал хх, таким образом система эппх карбюратора озон отключает подачу газа при торможении двигателем.


Двигатель собственно вот – ссылка, по степени сжатия решил остановиться на 11. Можно было и до 13 поднимать, но детали могут не выдержать, был опыт сборки двигателя с сж 13. Да и газ с этого лета вне закона, если начнут штрафовать, придется газ снимать, но можно будет на 95 ездить при СЖ 11.

Приобрел датчик смеси такой поставлю с ДК, потому как на "глазок" лучше - хуже при небольших изменениях сложно. Здесь уже так сказать в режиме реально времени будет виден результат.

Дон Альберто комментирует...
Этот комментарий был удален автором.
Александр Нелюба комментирует...

Здорово придумал, с шаговым двиг, завтра тоже себе поставлю. А то каждый раз крутишь этот винт..... он кстати сильно зависит от подачи воздуха. Я хочу ещё с первой камеры редуктора (там давление 0.3-0.5) через жиклёр подать под дроссельное пространство карбюратора для стабильного холостого хода. А ты вроде врезал в сам карб? У меня солекс в него куда врезать не подскажешь. А вообще у меня идея использовать непосредственно жидкий впрыск а редуктор можно использовать без подогрева для стабилизации давления. Я вообще электронщик и могу сделать любую схему.

Valery Imenov комментирует...

Александр Нелюба, приветствую. С подачей из первой камеры редуктора я б не рисковал, включил зажигание газ пошел, сразу не завел, газ накопится, так и глушитель может рвануть.

Рассмотри варианты врезать в канал хх, например в сам электроклапан хх, убрав из него электрику.
У меня карб озон, подачу к нему подключил непосредственно в систему ХХ, так фактически вместо бензина в нее поступает газ, благодаря чему работают винты качества и количества и главное - система экономайзера эппх, педаль газа бросил подача топлива прекратилась до снижения оборотов. На солексе так не выйдет, под газ его системы не адаптируешь, да и врезки солекса, по моему, менее оптимальны против проставки озона.
Фото раз - http://kmv-stroitel.ru/images/my/2016-04-24-1942.jpg, фото два - http://kmv-stroitel.ru/images/my/2016-04-24-1943.jpg

Идея жидкого впрыска газа конечно интересна, но цены пока за 5-ое поколение слишком высоки.

И последнее раз есть навыки, то конечно предпочтительней собрать схему управления на микросхеме. Находил готовое решение в журнале радио - анонс здесь http://www.radio.ru/arhiv/2011/3/V/58deb2a22ee43784e33b563f5f491163.shtml погуглив можно найти где скачать этот выпуск журнала.

Александр Нелюба комментирует...

Вчера проводил эксперемент -- у меня стоит на выходе с редуктора двойник, один на 1 кам карба, а другой выход я подал на штуцер в карбюратор который идёт на разряжение, он кстати идёт под дроссельную заслонку. Что интересно холостой ход отрегулировал всё здорово, а выход на 1 кам глушил, так у меня возникла идея поставить зл клапан чтоб он перекрывал основную подачу, а работал только впрыск под дросель на хх. Но не тут то было сегодня утром поставил эл клапан, который должен перекрывать основной газ при работе на хх, машина не заводиться. не заводиться даже при подключении и к 1 камере карба. Долго мучился и понял. Вывод.
Оказывается давление в редукторе очень мало, не проходит газ через зл клапан. Дуристика какая то. Возникла даже идея поставить нагнетатель в виде маленького вентилятора. Кстати у тебя скайп есть?

Дон Альберто комментирует...

Разрешите и мне вмешаться... Я, для стабильнейшей работы на ХХ при ГБО2 , из первой камеры редуктора , где давление в нынешних системах ГБО2 не болеее 0.5Атм., подал газ под дроссель СОЛЕКСА (как раз там-же где и на бензине)только через регулиремую иглу... Работаете на газу, в разу лучше чем на стандндарте с бензином....

Александр Нелюба комментирует...

Дон Альберто приветствую, спасибо за участие, я вплотную занялся доработкой гбо 2 пок, так что все идеи и доработки испробую лично практически, есть время и желание, так что пишите ваши идеи буду пробовать и писать результат.
Valery Imenov пишет...С подачей из первой камеры редуктора я б не рисковал, включил зажигание газ пошел, сразу не завел, газ накопится, так и глушитель может рвануть. Дон как у тебя с накоплением газа проблем не возникает?
И куда ты подал под дросель у солекса?. ФОТО, У меня есть вариант подать во вторую камеру-прямо врезаться в дроссельную заслонку - всё равно я 2 камеру не использую. На одной 1-ой 100-110 вполне едет.Как вы думаете? А с первой камеры редуктора сегодня вечером испытаю. Так и через какую там иглу вы использовали поподробнее. Спасибо за ответ...

Дон Альберто комментирует...

http://gazmap.ru/forum/go.php?url=aHR0cDovL3lhZGkuc2svZC9UNTRMLWxNUUdGQkRI

Valery Imenov комментирует...

Александр Нелюба, в задроссельное подавать газ как то не логично, отпустил педаль газа разряжение во впускной трубе растет и больше газа поступает, должно то быть наоборот. Поэтому мой вариант подачи газа в канал хх карба более правильный.

Не понятна ваша цель манипуляций с электроклапаном, да и вентилятор туда же, ведь основные проблемы гбо 1-2 хх изменяющийся при прогреве авто и обеднение смеси при работе на полном дросселе, сюда и нужно прилагать усилия доработок.

Дон Альберто, Ничего не найдено по ссылке. Это вероятно из этой темы - http://gazmap.ru/forum/index.php?topic=975.0 ? Читал давно, но как то ничего дельного для себя не отметил.

Александр Нелюба комментирует...

Сегодня проводил эксперемент.
Просверлил две дырки в редукторе одну в 1 камере, другую во 2 запасную.
Так вот если брать напрямую с 1 кам ред - машина работает - но- обороты не стабильные, так как давление сильно скачет.
Вопрос к Дон Альберто -- как???(((Вы пмшете, для стабильнейшей работы на ХХ при ГБО2 , из первой камеры редуктора , где давление в нынешних системах ГБО2 не болеее 0.5Атм., подал газ под дроссель СОЛЕКСА (как раз там-же где и на бензине)только через регулиремую иглу... Работаете на газу, в разу лучше чем на стандндарте с бензином.)))) КАК Она может работать да ещё стабильно?
А вот если сделать отдельно 2 кам редуктора( дополнительную) и от неё запитывать хх -- это другое дело.
Вчера перебирал 2 редуктора, и столкнулся с несколькими нюансами, о которых в интернете не пишут. На днях сделаю видео для вас посмотрите мои наблюдения.
Valery Imenov а ты на счёт регулятора классно придумал. не могу найти переходник для рхх. Придётся в интернете заказывать.Хотел купить готовый с переходником дозатор с 5 поколения, так его у нас в городе нет в продаже.
Дон жду ваших комментариев на счёт хх...

Дон Альберто комментирует...

Доброго времени суток! Вся моя 4-ка разобрана, кузовной ремонт,полный ремонт двигателя с доработкой под ГБО-2...( я , тоже чуток электронщик, буду устанавливать ФУОЗ-МПСЗ-ДКЗ. Так вот, до того, как я,разобрал свой 03-ий мотор ,я установил ГБО -2 (ТОМАСЕТО). листая иннэт, почти ничего не нашёл, кроме той ссылки, которую указал. Заправил 20-ть литров газа , начал "мудрить" с системой ХХ ...
Да! У меня с ХХ получилось, движок работал (и будет работать) как вкопанный!
Посмотрите ссылку которую я выложил. Там не всё так просто , Но! Основа та!
Дайте свои эмэйлы, или что ещё.
С ув. Дон Падлюконэ!

Александр Нелюба комментирует...

Ссылка ваша не рабочая!!!
Моя почта 298735@mail.ru
Пришлите фотки на почту.
Сегодня купил рхх и буду мастерить переходник сам. Есть идеи по его изгот-ю.
И паять схему для шагового.
Как сделаю отпишусь с фото, если вам конечно интересно!!!

Valery Imenov комментирует...

Александр Нелюба, конечно интересно, зайдем посмотрим.
Дон Альберто комментирует... полный ремонт двигателя с доработкой под ГБО-2, вот это тоже заинтересовало, сам интернет копал и голову ломал по этому вопросу, есть ли отсчет?

Мужики общение через по почте не слишком удобно для общения, если нет заведите блог на www.drive2.ru, будет проще и оперативней решать вопросы и делиться наработками. Для связи www.drive2.ru/users/rivalrus/

Дон Альберто комментирует...

Чертежи переходника РХХ есть в свободном доступе в просторах интернета.

Александр Нелюба комментирует...

Вчера весь день потратил на изготовление переходника, к полуночи закончил.
Сейчас выведу тумблер в машину, кстати я модернизировал схему на релюхах, в машину идут всего 2 провода. Пару дней покатаюсь, испытаю, Вам выложу схему и переходник - всё очень просто и дёшево. РХХ - 500, переходник - 200. итого - 700 руб. И ваши руки!!!
Я заказал на али готовыё драйвер 5 штук, они дешёвые 100 руб всего. Как придут переведу на электронный микрошаговый драйвер.
Доработаю их генератором на 555 таймере.
http://mysku.ru/blog/aliexpress/35064.html
И займёмся потом модернизацией гбо.
Дон!! Так какая у вас доработка под гбо? Поподробнее плиз,,,

Valery Imenov комментирует...

Кстати корпус для рхх можно использовать от ларгуса и большинства авто рено, он почти внешний и штуцеры для подключения имеются. На фото можно посмотреть здесь - https://goo.gl/3qnwyy и цена умеренная.

Сергей SS комментирует...

А можете нарисовать схему с нормальными привычными обозначениями а то я что-то ничего не понимаю

Valery Imenov комментирует...

К сожалению не умею правильно рисовать схемы. Вот дополнил подробностями http://kmv-stroitel.ru/images/my/2016-03-24-1772.jpg

Сергей SS комментирует...

Спасибо все получилось просто нужно не много подумать

Сергей SS комментирует...

Спасибо все получилось просто нужно не много подумать

Vladimir Vladis комментирует...

Собрал все по схеме, но почему то при нажатии на кнопку что вверх и что вниз РХХ только выдвигается.